Августовская публикация какого-то года. 2003 года точнее.
статья
Неспокойно в эти дни в окрестностях тувинской горы Хайыракан - со всего света туда съехались толмачи мира духов на слет шаманов. Второй Международный симпозиум шаманов пытались запретить. Не вышло. Шаман кормит птиц на горе Хайыракан - так получают благосклонность духов перед Междунарождным симпозиумом шаманов.
В Туве не все были согласны с проведением неоднозначного мероприятия. Буддисты напомнили, что на горе Хайыракан стоит памятное оваа - знак осященным самим Далай Ламой XIV. Шаманы парировали, что собирались здесь еще в те времена, когда буддизма вовсе не было. В итоге слет шаманов все же открыли, как и положено, торжественным камланием - удивительной чередой песнопений, плясок, впаданием в транс. Идея провести в Туве слет шаманов высказали финский ученый-антрополог Хеймо Лаппалайнен и музейный работник Монгушем Кенин-Лопсаном, который уже более полувека занимается историей тувинского шаманства. Он писал на эту тему диссертацию, но советские научные круги его желания разобраться в этом вопросе не оценили. Только после первого симпозиума, уже в постсоветскую эпоху, тувинскому ученому присвоили скромное звание "Живое сокровище мира". Так шаманы оценили его вклад в сохранение своих традиций. В Туву на симпозиум едут не только из Сибири, но и из Европы. Австрийский архитектор Карл Хайндль изучает шаманские традиции 25 лет. Поездка сюда, как он говорит, - это для него своеобразная духовная подпитка. С его слов можно понять, что в Европе шаману не развернуться. А здесь, говорит инженер, духи ближе к людям. Шаманы за прошедшие годы тоже стали к людям ближе. Теперь они - фигуры публичные. Перед выборами к ним за помощью обращаются политики. Шаманы не просто "светлые" и "черные". Они разделены на на различные общества и жестко конкурируют друг с другом. Только политика и бизнес здесь ни при чем. Шаманы говорят, что все гораздо тоньше. "Нас часто спрашивают, - говорит Дугар-Сюрюн Ооржак, председатель общества "Дунгур", - почему мы отошли от традиций предков и объединились в общества. Это диктует новое время. Оно вносит изменения в нашу жизнь, ритуалы, обычаи. Если раньше шаман работал один, то теперь у нас есть шаманские общества, между которыми, кстати, иногда могут возникать разногласия. Это естественно. У всех разная энергетика". Нынешний сипозиум уже второй. Программа стала традиционной: камлание на горе Хайыракан, обмен шаманским опытом, тувинские песни у костра. В этом слете приняли участие несколько тысяч человек. Но в итоге не очень понятно: то ли они, правда, приехали, чтобы получить поддержку духов, то ли просто прибыли сюда из-за модного этнографического интереса. Где же еще в одном месте можно и песни послушать и на западно-европейских шаманов посмотреть... (Вести.Ру)